Александр Сергеевич Пушкин – известный и любимый писатель в нашей стране. Хорошо знают его и за рубежом. Часто Пушкина называют «северным Байроном». С творчеством великого поэта мы знакомимся в раннем детстве, слушая сказки Пушкина, которые рассказывают нам родители. Не умея читать и писать, мы заучивали наизусть отрывки из сказок.
«У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом»;
Не знаю, почему так рано я услышала стихотворение «Анчар» и полюбила, не понимая глубокого смысла, заложенного в нём. Просто было жаль бедного раба, погибшего у ног владыки.
Гораздо позже я узнала, что в аллегорическом стихотворении «Анчар» поэт выражает протест против разрушительной силы деспотизма. Во многих лирических произведениях Пушкина нет сюжетной линии. А в «Анчаре» сюжет присутствует. В скрытой форме поэт призывает к уничтожению самодержавия.
Стихотворение «Анчар» было создано в 1828 году. Основано оно на полулегендарных сведениях о «древе яда», которое фактически растёт на островах Зондского архипелага. По словам очевидцев, рядом с ним не растут другие деревья и даже трава. (Позже сведения об этом дереве были опровергнуты). Мы ясно и отчётливо представляем себе дерево, с ветвей которого падают ядовитые капли. В образе ядовитого анчара мы видим тирана, несущего гибель всему живому. Анчар стоит в пустыне, одинокий и ужасный.
Мудрая и прекрасная природа породила его «в день гнева» – говорится в стихотворении, – но, в то же время, позаботилась, чтобы живые существа не подходили к нему близко, сторонились тлетворного дыхания анчара, ведь даже дождь, стекающий с его ветвей, превращается в яд.
Во второй части произведения миру природы остро противопоставляется мир людей, их всеразрушающее своеволие. В образе владыки поэт подчёркивает безжалостность, вседозволенность. Владыка такой же человек, как и раб, но с легкостью посылает раба на верную смерть по своему желанию. Для него раб – это просто вещь, инструмент для выполнения своих жестоких капризов. Вот как говорит об этом поэт:
«Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потёк
И к утру возвратился с ядом».
В небольшом произведении Пушкин раскрывает суть социальных отношений между людьми. Он выразил идеи освобождения от рабства и произвола, осудив общество, в котором правят произвол и угнетение, превращая одного человека во владыку, а другого – в послушного раба. И, хотя «бедный раб» вызывает сочувствие и у автора, и у читателя, вина раба очевидна в его бездействии, безмолвии, безволии. Результатом покорности раба является следующее:
«А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы».
Так вот почему владыку поэт называет «непобедимым»! Но без помощи раба царь не смог бы совершить свои страшные дела, безропотность раба, его покорность чуть ли не ужаснее жестокости царя. Ведь по вине раба, который принёс яд для своего хозяина, погибнет ещё очень много людей. Тирания возможна только при наличии безусловно позорного явления в любом обществе — рабства, которое, словно червь, гнездится в душе человека. В «Анчаре» Пушкин раскрывает противоречие того времени: право одного человека распоряжаться судьбой другого, призывает к свободе и независимости. И вина раба ничуть не меньше вины властителя. Зло порождает человек, идя против законов бытия, и именно рабство души другого человека делает зло непобедимым. Обобщение Пушкина актуально в наше время. Человек и сейчас посылает другого человека для совершения зла.
Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Моё любимое стихотворение Пушкина» читают:
Сочинение на тему «Деньгами надо управлять, а не служить им», 10 класс